Я сам всегда критически отношусь к тому, что печатается в рыболовных журналах, и с особо большой долей скептицизма читаю советы «на все случаи жизни». Даже если их дают авторитетные рыболовы, все равно не принимаю на веру, а стараюсь проверить сделанные ими выводы. Естественно и данный материал совсем не из разряда догм и аксиом. Это лишь результат моей личной практики.
Свою первую щуку зимой на спиннинг я поймал больше десяти лет назад на повороте реки возле внушительной ямы, а покусилась зубастая на обычную «колебалку». Джиг в то время для меня был загадкой.
Поймал я ее, наверное, случайно, но тот успех дал серьезный стимул к дальнейшему освоению зимнего спиннинга. Никоим образом не хочу сказать, что сейчас каждая пойманная мною рыба - это результат гениальности и высочайшего мастерства, однако случайных экземпляров стало значительно меньше.
Поймал я ее, наверное, случайно, но тот успех дал серьезный стимул к дальнейшему освоению зимнего спиннинга. Никоим образом не хочу сказать, что сейчас каждая пойманная мною рыба - это результат гениальности и высочайшего мастерства, однако случайных экземпляров стало значительно меньше.
Я придерживаюсь классических представлений о поведении речных хищников зимой. А именно: щука, судак и окунь держатся на наиболее глубоких участках. Основной же инструмент ловли в такой ситуации - классический джиг. Поэтому зимой ловлю, как правило, именно на глубоких участках и именно джигом. Но это «как правило», ведь все мы понимаем, что поведение хищной рыбы далеко не всегда предсказуемое и однозначное. Зимний спиннинговый сезон 2008-2009 чуть было не внес перелом в мое рыболовное сознание. Из разных регионов стали приходить известия о небывалой уловистости воблеров-«minnow» на снастях удачливых твичингистов. И можно было это как-то «списать» на случай, если бы на нескольких зимне-спиннинговых соревнованиях твичинг не работал наравне с джигингом. Еще больше я был удивлен, когда в один из зимних дней оказались вне конкуренции воблеры-«поверхностники». Щука просто стояла у берега и активно их атаковала. Таким способом было поймано несколько хороших экземпляров, а ловившие рядом на джиг два опытные спиннингиста остались без поклевок.
В целом же картина местонахождения хищника выглядит банально - края ям, русловые бровки, свалы в глубину. Однако знание подобной теории не всегда приводит к поимке рыбы. Можно, конечно, методично облавливать известные перспективные места, но, на мой взгляд, гораздо интересней подойти к этому вопросу несколько по-иному. Среди участков реки с резкими перепадами глубин я предпочитаю следующие:
1. Вход или выход из ямы граничит с участками, поросшими камышом. При этом не столь важно, что сейчас это мелководье может быть подо льдом. Указанное место тем перспективней, чем меньше камыша на близлежащих участках. Вполне логично предположить, что здесь держится белая рыба, а на нее охотится хищник. Поклевки случаются и на самой мели, но все же максимальный результат дает облов бровки.
2. Мелководья с остатками водной растительности, находящиеся непосредственно возле свала в глубину, - их никогда не обхожу стороной. В этом случае намного больше поклевок происходит именно на «меляке», а не на самой бровке. Комфорт ловли явно страдает из-за постоянных зацепов, но результат часто с лихвой все компенсирует. Почему так ведет себя щука, а именно она здесь самый частый трофей, я не знаю, но именно такое мелководье вблизи ямы подарило мне на одних из соревнований по зимнему спиннингу две неплохие щуки и третье место. Большинство же спортсменов (около 100 человек) сделали тогда ставку на другие участки и ошиблись.
3. Значительные изгибы русла реки. Обычно поворот реки предполагает наличие большой глубины. Для себя я выделяю два основных варианта. Первый - это присутствие на повороте относительно большого по площади участка с обратным течением. Второй вариант - это когда «застойных» зон практически нет. Как поступить в первом случае, думаю, вполне очевидно - постараться перебросить зону обратного течения и потом «ступенькой» как бы «вбросить» приманку в глубину. Обычно здесь, возле крутой бровки, и находится активная рыба. Второй же вариант значительно сложнее в облове, но в то же время и более перспективен. А если говорить о возможности побороться с настоящим трофеем, это место одно из лучших. Так что ловить на повороте реки с ямой и сильным течением мне очень нравится, и я остановлюсь на этой теме чуть подробнее.
Признаться честно, участки со значительной глубиной и течением мне не всегда казались такими уж перспективными. И вот почему: необходимо увеличивать массу джиг-головки, сложно осуществить проводку по желаемой траектории, скорость движения приманки получается очень большая, а это для хищника по холодной воде явно не в «плюс». Так что у меня всегда были сомнения, надо ли в таких местах задерживаться, но все их практически одним махом развеяла четкая и уверенная поклевка на одном из поворотов Северского Донца. Это был судак. На следующем забросе приманку схватил еще один. Оба они были не трофейных размеров, однако у меня появилась уверенность в перспективности подобных мест. А вскоре я еще и стал свидетелем борьбы знакомого мне спиннингиста с речным «крокодилом» на таком участке реки. Тогда щуке весом около 5 кг в последний момент удалось оборвать снасть. Другой же мой знакомый оказался победителем в аналогичной схватке, и его рождественский стол украсила зубастая весом больше 4 кг. Причем обе поклевки произошли в местах которые сложно назвать «дикими» и «безлюдными».
Что заставляет хищную рыбу держаться зимой на глубине с течением? Можно предположить, что максимальное количество растворенного в воде кислорода. С другой стороны, его должно быть в достатке и на любом другом «открытом» участке реки. Так что, думаю, крупный хищник ждет своего часа в охоте именно за крупной добычей. Ведь вполне понятным и убедительным выглядит утверждение, что зимой щука предпочитает поймать одного, скажем, подлещика, нежели гоняться за десятком мелких уклеек. К тому же, даже из институтского курса гидродинамики известно, что при обтекании сплошной средой препятствий неизбежно образуются застойные зоны. Скорее всего, в таких «тихих» уголках речной глубины и таится хищник. Но даже сверхчувствительной снастью обнаружить эти локальные тиховодья у дна едва ли удастся, так что тут не лишними будут рыболовная интуиция и удача.
Отрывок статьи Алексея Лисицы из журнала «Рыболовный мир"